Яндекс Такси
Сегодня большинство людей страны знают, что такое Яндекс Такси. Сервис позволяет пассажирам легко заказать машину, а водители и таксопарки через подключение к приложению получают их заказы. Но не все понимают, как устроен эта система. Разберёмся, как работает Яндекс Такси, какие у сервиса есть правила, стандарты и особенности.
Как устроена система агрегатора такси
Чтобы понять принципы работы системы, нужно разобраться с тем, что собой представляет непосредственно Яндекс Такси. Рассматриваемый сервис является агрегатором такси, т. е. он через программное обеспечение и другие инструменты объединяет в единую систему водителей и таксопарки. С противоположной стороны, через возможность заказа машин, к этой программной системе получают доступ пассажиры.
Система строится на двух приложения:
Яндекс Про (Таксометр) — для водителей,
Яндекс GO — для клиентов.
Из вышесказанного можно простыми словами охарактеризовать суть работы Яндекс Такси:
Сервис выступает посредником между водителями такси (таксопарками) и пассажирами.
Посредничество выражается в поддержании и развитии программного обеспечения — приложений для таксопарков, водителей и пассажиров.
Все сервисные приложения объединены в единую систему.
Интеграция всех ПО в единую сеть позволяет принимать заявку от пассажира, обрабатывать его данные и распределять доступным водителям через использование специальных алгоритмов.
За доступ к системе распределения заказа водители и таксопарки отчисляют Яндексу определённую комиссию с каждой прошедшей через систему заявки пассажира. Пассажиры получают доступ к сервису бесплатно.
Сервис для привлечения в систему максимального количества пользователей (таксопарков, водителей и пассажиров) берёт на себя вопросы развития бренда, рекламы, отладки и совершенствования рабочих механизмов и процессов, обучения водителей и персонала таксопарков.
По каким принципам распределяются заказы
Чтобы глубже понять принципы работы Яндекс Такси нужно разобраться с системой распределения заказов. Рассмотрим пошаговую схему работы сервисных программ с заявками пассажиров — как происходит их распределение между такси.
Принципы работы системы распределения заказов:
Пассажир может заказать машину через приложение, на сайте taxi.yandex.ru или по номеру телефона. Пользователь указывает маршрут (точку отправления и прибытия), время и дополнительные параметры (тариф, кондиционер, детское кресло и т. д.). Дополнительно через приложение определяется геолокация — местонахождение на местности.
Информация по заявке поступает в систему. Алгоритм в режиме реального времени отмечает на карте города все поступающие заявки. Сюда же через данные из Таксометра поступают данные о местоположении активных автомобилей такси.
Система по каждому заказу фильтрует доступные машины по указанным параметрам (тариф, опции). Одновременно рассчитывается удалённость такси от места посадки пассажира. Ближний автомобиль получает приоритет.
В системе приоритетного распределения заказов по удалённости от места заказа есть уточняющие параметры. Приоритет получают таксисты, у которых лучшие параметры в программе привилегий, рейтингах качества и Активности. Дополнительные возможности в приоритетном получении заказов получают водители, являющиеся прямыми партнёрами Яндекс Такси через подключение к сервису в статусе ИП или самозанятого. Ещё одно преимущество в распределении заказов получают автомобили, оклеенные фирменной символикой Яндекс Такси.
Алгоритм в автоматическом режиме учитывает все факторы приоритета и отдаёт заказ автомобилю, имеющему больше преимуществ в системе приоритета.
Как водители регистрируются в Яндекс Такси
Отдельного внимания заслуживает система подключения к сервису водителей. Кадровая политика Яндекс Такси подразумевает гибкую систему сотрудничества с таксистами. Чтобы работать через сервис, водитель должен отвечать общим требованиям, которые установлены агрегатором. Фактом устройства водителя в сервис является регистрация в приложении Таксометр, через официальный сайт или у партнеров агрегатора.
Водитель обращается в сервис через заявку на сайте или в таксопарке. После успешной проверки соответствия общим требованиям (характеристики и внешний вид автомобиля, общие знания водителем русского языка и города, действующие права, стаж вождения), его подключают к системе. Таксист допущен к работе.
Общие стандарты Яндекс Такси для водителей:
Таксисту доступны три основных варианта подключения — через посредника (таксопарк), напрямую в статусе ИП и самозанятого.
Работать можно на своём авто или арендованной машине. Аренда осуществляется в таксопарке или через специальные сервисы.
Правила работы в Яндекс Такси подразумевают соблюдение общих требований, связанных с Таксометром (изменение статусов, отмена заказов и т. д.), подачей авто на место посадки пассажира, взаимодействием с пассажиром, получением оплаты.
Водителю доступны к подключению различные тарифы, которые влияют на уровень комфорта для пассажира и стоимость заказа. Тарифные категории определяются классом автомобиля.
За нарушение общих требований работы в Яндекс Такси предусмотрена блокировка и занесение в черный список — водитель не может получать заказы через приложение Таксометр.
Как появляются таксопарки в городах и странах
Одним из вариантов партнёрства с Яндекс Такси является организация полноценного таксопарка. Пользователь может воспользоваться специальной программой «Мой таксопарк».
Партнёр юридически оформляет будущий таксопарк через регистрацию юридического лица или ИП. Следующий шаг — подача заявки в Яндекс Такси на участие в программе. Сервис оказывает всестороннее содействие в организации партнёрского парка:
обучение основам организации работы парка;
предоставление специализированного программного обеспечения по приёму заказов — Диспетчерская;
возможности покупки авто со скидками, через оформление лизинга на выгодных условиях.
Партнёр приобретает автомобили в парк на выгодных условиях со скидкой или в лизинг. Сервис помогает организовать работу парка, предоставляя сервис получения заказов, участвуя в поиске водителей. Лучшие парки получают статус сертифицированных.