Владельцы и руководство Яндекс GO Такси
Сегодня Яндекс Такси активно трансформируется и изменяется. Из классического агрегатора сервис превращается в более масштабную и разноплановую платформу. Но под чьим руководством происходят все эти трансформации? Информации о руководстве и собственниках Яндекс Такси в открытых источниках не так много. Разберёмся, кем и когда был основан сервис, кто собственник и генеральный директор Яндекс Такси, почему происходят такие серьёзные изменения.
История создания бренда Яндекс Такси
Сервис заказа машин под эгидой Яндекс был запущен в октябре 2011 году. Эта дата и считается временем основания крупнейшего российского агрегатора. Местом запуска сервиса стала Москва.
В открытых источниках и интервью указывается, что создатель сервиса — Аркадий Волож — с его именем связывают реализацию идеи создания сервиса по заказу машин. Основатель Яндекс Такси не придумал ничего нового, он просто реализовал в России набирающую популярность концепцию заказа такси, взяв за основу модель крупнейших агрегаторов США.
Первые годы своего существования Яндекс Такси развивался в рамках работы классического агрегатора — сервис предоставлял доступ для таксопарков, водителей и пассажиров к программе обработки и распределения заказов. Успешная модель позволила планомерно расширять географию охвата работы сервиса, ежегодно включая всё новые города и населённые пункты России и стран ближнего зарубежья.

Появилось новое структурное подразделение, которое объединило ресурсы двух агрегаторов для совместного освоения рынка. В новый сервис российский it-гигант вложил 100 млн $. Он также предоставил технологии картографического сервиса. В объединённой компании, капитализация которой была оценена в 3,7 млрд $, Яндекс стал владельцем 59,3 % акций.
В 2018 году после создания объединённой с Uber структуры пост генерального директора Яндекс Такси занял Тигран Худавердян. В структурах корпорации он работал с 2006 года, в разное время занимаясь руководством различных направлений — браузер, навигатор и т. д. С 2014 года он руководил направлением такси.
После объединения с Убер в российской корпорации начали реализацию более масштабного проекта — включения в сервис заказа такси нового, набирающего силу направления доставки еды, продуктов и других вещей.
С 2017 года в рамках реализации этого проекта Яндекс начинает развивать фудтех-сервисы по доставке блюд из ресторанов и продуктов из магазинов. В 2018 году запускается сервис Еда (заказ блюд из ресторанов), через год стартуют ещё 2 проекта — Лавка (заказ продуктов) и Шеф (заказ продуктовых наборов с рецептами для самостоятельной готовки).
Следующим важным событием с истории создания и развития компании стал запуск Яндекс Go. Произошло это событие летом 2020 года.
Этим шагом корпорация вывела на новый качественный уровень направление заказа такси и доставки. Теперь эти услуги позиционируются как неразрывная и взаимосвязанная экосистема, работа которой обеспечивается через единую программную платформу Go.

- заказ такси;
- каршеринг;
- заказ еды;
- доставка продуктов;
- грузоперевозки и отправка посылок;
- отслеживание движения общественного транспорта.
За 9 лет существования компании Яндекс Такси из обычного сервиса заказа машин превратился в транспортное суперприложение Go.
Сервис развивается не только качественно. Компания продолжает активную работу по расширению географии действия своих сервисов. Так объединённая с Uber компания помимо России действует в ряде стран постсоветского пространства. Через платформу Go можно заказать машину в 10 странах бывшего СССР.
Для работы в дальнем зарубежье создан отдельный бренд Yango. Он доступен в Финляндии, Румынии, Сербии, Израиле, Гане и Кот-д’Ивуаре.
Современное положение Яндекс GO Такси
Как видно из истории, агрегатор с момента создания регулярно подвергается трансформациям и изменениям. Не менее интересным является современное положение сервиса в общей структуре российского it-гиганта, а также перспективы его развития.
Место в структуре Яндекс
Яндекс Такси является крупным самостоятельным направлением развития в рамках группы компания. Это направление включает в свою структуру связанные единой программной экосистемой менее крупные направления:
- Агрегатор такси — непосредственная платформа заказов для пассажиров и водителей Такси, а также Yango (аналог для дальнего зарубежья).
- Доставка еды и продуктов — фудтех-сервисы Еда, Шеф, Лавка.

Направления развития
С запуском приложения Go получили более внятные очертания намерения российского it-гиганта. Корпорация активно работает над созданием универсальной экосистемы, охватывающей все основные области жизни человека, которые можно решать с помощью онлайн-сервисов. Сегодня через единое приложение Go пользователь может заказать такси, взять в прокат авто, оформить доставку вещей и продуктов, а также готовых блюд.
Можно предположить, что на этом развитие не остановится. В скором времени стоит ожидать расширения функционала приложения, включение в единую платформу новых услуг и решений. Так, изменений стоит ждать в сфере финансов, т. к. Яндекс активно работает над созданием собственного банковского сервиса. Ранее Яндекс Деньги были результатом совместной работы со Сбербанком. Но в 2020 году партнёрский проект был закрыт (сервис достался Сбербанку). Трансформация Сбербанка и переговоры Яндекс с другими коммерческими банками (Тинькофф) сигнализируют о начале серьезной конкурентной борьбы за перспективные высокотехнологичные рынки между двумя бывшими партнёрами.
Собственники
Официально Яндекс Такси принадлежит структурам, подконтрольным российской it-корпорации. Учредители агрегатора — компании, зарегистрированные в Нидерландах. Они подконтрольны it-корпорации. Сама корпорация принадлежит нескольким собственникам. Большинство акций принадлежит Аркадию Воложу (почти 40 %). Свои доли также есть у государства, иностранных и частных инвесторов.

В его сферу ответственности входят — определение направлений развития, влияние на стратегию, участие в выборе руководства агрегатора.
Директора
Кардинальная переориентация вектора развития, происходящая в компании последние 2-3 года, сопровождается перестановками и в руководстве. В 2019 году бывший генеральный директор платформы Яндекс Такси Тигран Худавердян перешёл на более высокую должность. Он стал управляющим директором группы компаний Яндекс. Фактически Худавердян является вторым человеком в центральном руководстве it-корпорации. Повышение Худавердяна, обладающего огромным опытом развития сферы заказа такси, подтверждает рост значимости направлений заказа и доставки в общей концепции развития корпорации.
Место Худавердяна в Яндекс Такси занял Даниил Шулейко. Ранее он занимал пост операционного директора рассматриваемого агрегатора. На Шулейко возложена задача кардинального преобразования возможностей, связанных с запуском платформы Go.
Пост финансового директора Яндекс Такси в 2019 году занял Евгений Сендеров. Ранее он являлся президентом крупного оператора наружной рекламы Russ Outdoor. Это назначение связано с ещё одним проектом — в августе 2020 года агрегатор запустил услугу по размещению наружной рекламы.
Направление доставки еды (сервисы Еда, Лавка и Шеф) возглавляет Александр Константинов. Ранее он был техническим директором ВКонтакте. Сервис Лавка возглавляет Илья Красильщик. Он является экс-издателем Медузы.


Официальные контакты головного офиса:
- 119021, Москва, ул. Льва Толстого, 16;
- телефон секретаря +7 495 739-70-00;
- факс +7 495 739-70-70.


Источники:
- https://yandex.ru/company/people
- https://yandex.ru/company/offices/moscow
- https://www.sostav.ru/publication/kadry-2019-chast-3-glavnye-naznacheniya-goda-v-kompaniyakh-marketinge-i-pr-40872.html
- https://www.sostav.ru/publication/byvshij-tekhnicheskij-direktor-vkontakte-vozglavit-fudtekh-napravleniya-yandeks-taksi-39418.html